На «копейку» сдачи: самая первая Lada против самой новой

Круглые фары смотрят удивленно и наивно. ВАЗ-2101, несмотря на скромные размеры и легковесное прозвище «Копейка», занимает важное место в истории отечественного автопрома. И у новой «Весты» есть все шансы встать рядом — эта модель вернула «АвтоВАЗу» молодость. Миг между прошлым и будущим крупнейшего российского автозавода запечатлели «Известия».

Пробежал с Cross: «АвтоВАЗ» показал в Сочи мускулатуру

Как ползает новый «робот», нужен ли Xray Cross полный привод и какие у Lada спортивные достижения

Воспитание характера

В январе 1969 года столбик термометра опускался ниже 30 градусов и прибывшим для испытаний в Москву Fiat пришлось непросто. Тесты Stop and Go, имитирующие поездки городского врача, подразумевали длительные стоянки на морозе и непродолжительное движение без полного прогрева. Только через два года Fiat-124, превратившийся в ВАЗ-2101 выйдет на государственные испытания.

И это был уже другой автомобиль, устойчивый к российскому климату и бездорожью. Кузов Fiat усилили, а дорожный просвет увеличили. Задние барабанные тормоза вместо дисковых не так быстро изнашивались, а увеличенное сцепление позволяло буксовать. Всего в конструкцию исходника внесли около 800 различных изменений. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся травмобезопасными дверными ручками и новым, более мощным, мотором.

edit-138

Габариты ВА3-2101: 4073×1611×1382 мм. Колесная база — 2424 мм

Фото: Борис Ульзибат

edit-337

Под капотом двигатель объемом 1,2 л и мощностью 59 л.с.

Фото: Борис Ульзибат

edit-355

Объем багажника — 325 литров

Фото: Борис Ульзибат

edit-294

От Fiat-124 «Копейка» отличалась массивными клыками…

Фото: Борис Ульзибат

edit-306

… утопленными в дверь травмобезопасными ручками

Фото: Борис Ульзибат

edit-175

Приборная панель выглядит стильно, но тахометра на ней нет

Фото: Борис Ульзибат

edit-193

Посадка в кресле с низкой спинкой специфическая

Фото: Борис Ульзибат

edit-182

Четыре передачи плюс задняя включаются на радость четко

Фото: Борис Ульзибат

edit-196

Спинки передних сидений можно было откинуть навзничь и ночевать в автомобиле

Фото: Борис Ульзибат

edit-287

Крохотное зеркальце только одно, слева

Фото: Борис Ульзибат

Fiat-124 стал Автомобилем года в 1966-м, но к моменту запуска машины в Тольятти популярность в Европе набирали передний привод и кузов типа хетчбэк. Тем не менее для советского человека, не избалованного автомобильным разнообразием, это была самая передовая модель. «Копейка» была во многом комфортнее и надежнее «Москвича». Она стоила дороже — 5620 рублей, — но выпускалась в объемах, несоизмеримо больших. Очереди, конечно, не исчезли, но мечта обзавестись собственным автомобилем перестала быть призрачной.

Сняли гольфы: чем закончится немецко-корейский автоконфликт

Хетчбэк Kia Ceed против VW Golf

«Копейка», которая не подведет

«Друзья предадут, обманут а «копейка» не подведет», — говорит один из героев одноименного фильма. Судьба многих автомобилей оказалась еще более захватывающей, чем могли придумать Владимир Сорокин и Иван Дыховичный. «Жигули» множество раз меняли хозяев, умирали в авариях, горели, тонули и снова воскресали. Некоторые, наоборот, бережно сохранялись в одних руках, зимуя в гараже. Именно такой седан 1976 года в редком желтом цвете достался Александру Виноградову. На одометре всего 68 тыс. км, в двигатель и коробку никто не лазил, а сцепление было заменено впервые новым владельцем. Машину Виноградов бережет, поэтому мы проводили съемку осенью, а не зимой.

Лада_2

               

Фото: Борис Ульзибат

«Копейка» — это ностальгия особого рода. Сначала ты смотришь на круглые воздуховоды с заднего дивана. Ты еще так мал, что приходиться вытягивать шею в надежде увидеть что-то через лобовое стекло. Потом с переднего сиденья, когда постигаешь азы управления автомобилем за рулем папиной машины. И вот наконец ты полноправный водитель и смотришь на всё те же кругляши на передней панели сверху вниз. О, это бархатное урчание мотора, тусклая подсветка, особые запахи и звуки.

Выставка «Жигули всегда»: более 100 самых необычных моделей. Видео 360°

Сейчас, когда ВАЗ-2101 практически исчез с улиц, поменялось и его восприятие. Совсем недавно это был самый дешевый способ выехать на дорогу, школьная парта, объект для незамысловатого подросткового тюнинга, рабочая лошадка нелегального таксиста. Теперь «Копейка» — в первую очередь это касается машин ранних выпусков — становится объектом для коллекционирования. Еще недавно интерьер казался невзрачным и безнадежно устаревшим, но сейчас подмечаешь красоту и стилевые нюансы приборов, кнопок, передней панели.

Причуды эволюции

В 1960-х история нового советского автомобиля могла пойти по другому пути. У Fiat был серьезный соперник — Renault 16. Я поездил на такой машине из коллекции французского производителя — более мощный двигатель, более удобная посадка, всеядная подвеска кроссовера. А главное, вместительный пятидверный кузов — именно эта модель сделала кузов хетчбэк популярным в Европе.

Лада_1

Renault 16

Фото: media.group.renault.com

Те, кто принимал решение, каким быть новому советскому автомобилю, предпочли в итоге более консервативную и простую модель Fiat. «Француз» выглядел слишком необычно. Вдобавок, считалось, что передний привод хуже подходит для российских условий.

Леди Икс: девушка из Тольятти похорошела и взбодрилась

Тест-драйв обновленной Lada Granta

Поэтому выбор Fiat логичен. Вот только «классическое» заднеприводное семейство слишком задержалось на конвейере, здорово попортив имидж марки Lada. «Люксовый» седан 2107 и универсал 2104 прекратили выпускать на дочернем предприятии «Иж-Авто» только в 2012 году, когда эти машины безнадежно устарели. Теперь в Ижевске производят «Весту».

Эмоции возобладали

«Веста» — прямая наследница ВА3-2108, именно с появлением в 1984 году «зубила» (как прозвали в народе машину) история «АвтоВАЗа» пошла по пути переднего привода. Итальянские инженеры превратили Fiat в «Копейку», «восьмерка» разрабатывалась при участии Porsche. «Веста» училась ездить на зарубежных полигонах, и в ее конструкции приличное число иностранных комплектующих, но российский производитель не без основания утверждает, что это его собственная разработка.

Лада_4

              

Фото: Борис Ульзибат

Эта Lada вполне на уровне зарубежных конкурентов, пусть речь идет о бюджетном сегменте. И точно не производит впечатления автомобиля, при создании которого жестко экономили. Стив Маттин, создававший «икс-дизайн», делал ставку прежде всего на эмоции. И действительно, новые «Лады» с их характерным характерным оформлением передней части и глубокими выштамповками на боковинах не спутать с другими автомобилями. А в версии Cross «Веста» выглядит воинственно и дорого.

Ларец спорта: тест-драйв самой быстрой Lada Vesta

Чего ожидать от спортивного флагмана из Тольятти

Седан на высоте

Если с Vesta «АвтоВАЗ» догнал конкурентов, то с версией Cross пошел в отрыв: внедорожные универсалы и хетчбэки уже были, но мало кто из производителей скрещивал седан и кроссовер. Оба типа автомобилей популярны на российском рынке, но двойной плюс не дал двойного роста продаж — седан Cross пользуется меньшим спросом, чем практичный универсал SW. Но это тот самый случай, когда можно пожертвовать практичностью ради стиля. Редкость и непривычный облик играют покупателю на руку — отличный способ выделиться, купив «Ладу». К тому же яркий оранжевый цвет «Марс» доступен только «Кроссам».

Экономии на «спичках» с Vesta Cross не получится — базовая комплектация за 773 900 рублей называется Luxe («Люкс»), и в ней уже есть 17-дюймовые колеса и задние дисковые тормоза. Внутри машину можно расцветить оранжевым, хотя и в обычном варианте он неплохо смотрится.

edit-157

Габариты Lada Vesta Cross: 4424×1785×1526 мм. Колесная база — 2635 мм

Фото: Борис Ульзибат

edit-349

Помимо мотора 1,8 мощностью 122 л.с., Vesta Cross оснащается менее мощным двигателем 1,6 (106 л.с.), который предлагается исключительно с «механикой»

Фото: Борис Ульзибат

edit-360

Объем багажника — 480 литров

Фото: Борис Ульзибат

edit-333

Версии Cross легко опознать и без шильдика

Фото: Борис Ульзибат

edit-285

За уникальный цвет «Марс» придется доплатить 12 тыс. рублей

Фото: Борис Ульзибат

edit-255

Водительское кресло — не чета «копеечному» и позволяет разместиться с комфортом

Фото: Борис Ульзибат

edit-254

Помимо серой отделки, можно заказать оранжевую

Фото: Борис Ульзибат

edit-231

Приборная панель выглядит стильно

Фото: Борис Ульзибат

edit-235

Обогрев лобового стекла и климат-контроль доступны в базе, мультимедийная система с тачскрином предлагается только с мотором 1,8

Фото: Борис Ульзибат

edit-241

Претензий к французской 5-ступенчатой «механике» нет

Фото: Борис Ульзибат

edit-258

Сзади просторно, откидной подлокотник доступен только в максимальном варианте оснащения

Фото: Борис Ульзибат

edit-267

Как дополнительная розетка на втором ряду и подогрев задних сидений

Фото: Борис Ульзибат

Пластик здесь жесткий и недорогой, но благодаря хорошей подгонке деталей и различным стилевым находкам салон оставляет приятное впечатление. А сиденья! Наверное, впервые у отечественного автомобиля такая удобная посадка. Единственное, в чем «Веста» проигрывает «Копейке», — это обзор, но с такими тонкими стойками уже не получится создать автомобиль, отвечающий современным требованиям безопасности.

Куда всё катится: россиянам в 2019 году предложат непростые автоновинки

Lada-пикап, внедорожное купе от Renault и множество новых кроссоверов

Клиренс 203 мм — дополнительная адаптация для плохих российских дорог. Внедорожные качества машины ограничивают разве что большие 17-дюймовые диски, которые несложно погнуть, и отсутствие полного привода. Впрочем, седан не утратил легковых качеств и в асфальтовой дисциплине выступает очень неплохо.

Задел на будущее

Без полного привода седан может вполне обойтись, куда важнее нормальный автомат. Инженеры серьезно потрудились, чтобы изменить повадки дерганого «робота» АМТ и ездить с ним стало комфортнее. Но это совершенно не значит, что нужно перестать искать альтернативу.

Французской механике не хватает шестой передачи, пусть двигатель в сочетании с ней радует умеренным расходом. Да и самому агрегату 1,8 (122 л.с.) неплохо бы добавить мощности. Есть вопросы и по сборке: подвеска тестового седана при проезде особо крупных лежачих полицейских говорит «плюк!». Но в любом случае между «Вестой» и предыдущими моделями «АвтоВАЗа» — огромная пропасть. И если ВАЗ-2101 — это тот «АвтоВАЗ», который мы хорошо знаем, то оранжевый седан непривычен, удивляет. Но с такими машинами у марки Lada есть будущее.

Лада_3

               

Фото: Борис Ульзибат

Даже самые удачные автомобили невозможно выпускать вечно. И «Весту» рано или поздно ждет судьба «Копейки». Сначала ее новизна померкнет, «иксы» примелькаются, а потом за уцелевшими седанами в версии Cross будут охотиться коллекционеры. Впрочем, и сам «АвтоВАЗ» не намерен останавливаться на достигнутом — примером тому служит Xray Cross, который здорово отличается от обычного «Иксрея». До 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

Источник: iz.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.