“Дом поросенка должен быть крепостью!” – как автомобили президентов США превратились в сейфы на колесах

Самую свежую версию трамповского зверя легко опознать по передней оптике в стиле современных Escalade и XT5

На днях Дональд Трамп получил своего нового "Зверя" – бронированный, всем нашпигованный и черный как воронье крыло лимузин Cadillac The Beast. Ну как на днях… Дело было еще в конце сентября. В любом случае достойный повод вспомнить эволюцию американских бортов №1. Ведь такими неприступными крепостями они были далеко не всегда.

Уильям МакКинли (на фото в цилиндре) считается первым президентом США, прохватившим на автомобиле

Преимущества автомобильного транспорта, как принято считать, еще в конце XIX века оценил Уильям МакКинли. Достоверно известно, что 25-й президент США в качестве пассажира прокатился на паровом автомобиле Locomobile, причем за рулем сидел главный конструктор машины Фрилан Стенли.

Паровой автомобиль White M из гаража президента Тафта

Предпочтение паровикам другой известной в то время марки White отдавал и следующий хозяин Капитолия — Теодор Рузвельт. Но все же по-настоящему автомобильная эра для американских президентов началась в 1909-м, когда вновь избранный Уильям Тафт заменил конюшни Белого дома на "Гараж особого назначения". Истинный новатор, открытый всему новому, мистер Тафт поочередно эксплуатировал то паровой White M, то электрический двухместный Baker, то пару бензиновых моделей когда-то прекрасного, а ныне забытого бренда Pierce Arrow.

Уильям Тафт на заднем сиденье президентского экипажа. Скорее всего, это Pierce Arrow

В начале XX века автомобиль считался фантастической роскошью, доступной лишь избранным богатеям и счастливчикам. Многие политики считали машины ярчайшим символом классового расслоения. В годы политической молодости 28-й президент США Вудроу Уилсон публично клеймил самобеглые экипажи «главными виновниками роста социалистических настроений в обществе». Правда, въехав в Белый дом, мистер Уилсон урезал патетику, обзаведясь сразу несколькими автомобилями. В гараже правившего Штатами с 1913-го по 1921-й президента числился не только дорогой лимузин Pierce Arrow 1919 года, но и феноменально дорогой Rolls-Royce 40/50 h.p.

Теодор Рузвельт приветствует сторонников из салона фаэтона Fawick Flyer

Первых хозяев вашингтонского гаража особого назначения никак не причислишь к категории “кар гайс” – так во всем мире называют повернутых на машинах энтузиастов. Скажем, только пришедший к власти в 1921-м Уоррен Хардинг умел водить. Кстати, на церемонию своей инаугурации именно Хардинг первым из всех президентов США прибыл не на конном экипаже, а на автомобиле.

Президент Хардинг и его Packard

Во второй половине 20-х машины гаража №1 становятся транспортом особого назначения в полном смысле этого понятия. До сих пор президентские модели по сути не отличались от цивильных братьев, за исключением разве что декоративных звездно-полосатых флажков. Но уже автомобили гаража Джона Кельвина Кулиджа, руководившего страной с 1923-го по 1929-й, заметно изменились. Достаточно вспомнить Buick 24, нашпигованный радиоаппаратурой, чтобы президент всегда оставался на связи с кабинетом.

Джон Кельвин Кулидж на снимке слева

Поначалу парк правительственного гаража отличался пестрой палитрой марок, среди которых время от времени попадались машины зарубежных брендов. «Непатриотичненько!» — решили в Вашингтоне, и к началу 30-х годов на роль президентского транспорта претендовала лишь продукция американского автопрома: Packard, Hudson и даже Plymouth, но чаще роскошные Cadillac или Lincoln.

Точно такой же Cadillac служил в гараже Герберта Гувера

Скажем, 31-й президент США Герберт Гувер, несмотря на обнищание народонаселения, вызванное Великой депрессией, без стеснения раскатывал на 16-цилиндровом Cadillac с кузовом фирмы Fleetwood. Первым же президент-каром, сделанным специально по заказу правительственного гаража и, между прочим, с учетом пожеланий сотрудников ФБР, стал уникальный Lincoln Sunshine Special.

Lincoln Sunshine Special – первый автомобиль, сделанный по особому заказу президентского гаража

Элегантный, чинный и статный кабрио-лимузин появился в гараже Франклина Делано Рузвельта в 1939 году. По нынешним временам не такой уж это был и «спешл». По сути 12-цилиндровый “Линк” отличался от стоковой модели наличием сирены, громкоговорителя, радиостанции, ну и, конечно же, заказным кузовом. Кроме того, Lincoln получил более широкие пороги и ручки на кузове, чтобы охранникам из эскорта было за что держаться, сопровождая машину. Бронирование? Нет, не слышали.

Неудивительно, что сразу после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую секретная служба, всерьез озаботившаяся безопасностью президента, настояла на том, чтобы Рузвельт сменил автомобиль.

Многие источники утверждают, что из элегантного Sunshine Special президент пересел в бронированное брюхо Сadillac 341A, в свое время конфискованного не у кого-нибудь, а у самого Аль Капоне! Пусть для начала 40-х машина, созданная еще в 1928-м, смотрелась слегка архаично, зато 12-цилиндровая колесница короля гангстеров оснащалась соответственно статусу своего легендарного владельца: пуленепробиваемые стекла толщиной в три с половиной сантиметра, бронированные плиты в дверях и даже, как поговаривают, специально оборудованный тайник с автоматическим оружием.

Герой ‘городской легенды’ бронированный Cadillac, конфискованный у Аль Капоне и якобы возивший Рузвельта

История об аль-капоновском “кадиллаке” со временем стала настолько популярной, что в конце-концов ее правдоподобность перестали ставить под сомнение. Зря. На самом деле, это типичная “городская легенда”. То есть сам бронированный “Кадди” реально существовал. Более того, его действительно конфисковали у упрятанного за решетку Аль Капоне. При этом не существует ни одного достоверного свидетельства, что Рузвельт действительно передвигался на этом автомобиле. Кто знает может быть американская контрразведка специально запустила утку, чтобы сбить с толку японских диверсантов?

Гарри Трумен и его Lincoln. Сотрудники безопасности хорошо видны на фото, но насколько безопасен автомобиль без крыши?

В любом случае, о покушениях на жизнь лидера Соединенных Штатов во время Второй мировой широкой общественности неизвестно. Увы, так случалось далеко не всегда. Первым же президентом, попавшим в перекрестье прицела, находясь в салоне автомобиля, стал уже упоминавшийся Теодор Рузвельт — к слову, родственник Франклина.

14 декабря 1912 года во время публичного выступления в рамках президентской программы (Теодор выдвигал собственную кандидатуру на очередной срок) он получил пулю в грудь. Несмотря на ранение, Рузвельт продолжил свою речь и после поправился, но выборы проиграл. С тех пор стрельба по движущимся президентам стала у американцев разновидностью хобби.

Lincoln Presidental Limousine Дуайта Эйзенхауэра. Стеклопластиковый съемный колпак в задней части кузова защищает разе что от непогоды

15 февраля 1933 года итальянский иммигрант Джузеппе Дзангара пять раз выстрелил во Франклина Делано Рузвельта, который по обыкновению выступал перед публикой с заднего сиденья своего кабрио-лимузина. Лишь по счастливой случайности ни одна из пуль не попала в президента, правда, при этом оказался смертельно ранен мэр Чикаго Тони Чермак.

Удивительно, но даже этот инцидент не стал звоночком для агентов секретной службы. И когда Lincoln уже в послевоенные годы получил заказ на новый президентский лимузин, никто и не думал оговаривать возможности бронирования. Вот и трагически известный Lincoln Continental SS-100-X, созданный специально для Джона Кеннеди, не имел даже противопульной защиты. Хотя во всем остальном машина, разработанная и построенная «фордовским» департаментом спецпроектов Ford совместно с кузовным ателье Hess&Ernhardt, получилась незаурядной.

Стоимость заказного Lincoln Continental SS-100-X сделанного для JFK составила порядка $200 тысяч. Всего лишь в 28 раз дороже стоковой модели. По нынешнему курсу получается в районе $3,5 млн

Неудивительно, ведь и сам Lincoln Continental 1961 года (заводской индекс 74А), на базе которого построили президентский экипаж, слыл одной из красивейших машин своего времени. Этот 4-дверный кабриолет удостоился премии Американского Института промышленного дизайна — организации, крайне редко поощрявшей автомобили и их создателей. Даже серийная версия Continental считалась одной из самых больших — 5 м 39 см — и тяжелых — 2 365 кг снаряженной массы — моделей послевоенной Америки. Но специалисты Hess&Eisenhardt заметно увеличили колесную базу, в результате в длину машина вымахала за 6 м 40 см! Чтобы справляться с выросшей до 3630 кг массой, 7-литровую V-образную «восьмерку» со стандартных 300 л.с. форсировали до 350 «лошадок».

Президентскому Lincoln полагались сразу несколько вариантов исполнения задней части крыши — от мягкого тента для хорошей погоды до прозрачного плексигласового колпака на случай выездов в дождь. Спецоборудование включало радиостанцию, телефон, откидные подножки и ручки для сотрудников президентской охраны, а также впервые в истории президентских авто и систему кондиционирования воздуха.

Впрочем, автомобиль получился таким большим, что эффективность охлаждения задней части салона оказалась недостаточной. В жаркую погоду и особенно с установленным плексигласовым верхом SS-100-X превращался в настоящую сауну. Неудивительно, что 22 ноября 1963 года в поездку по Далласу Кеннеди с супругой отправились с открытым верхом. Несмотря на позднюю осень день выдался солнечным и теплым…

После трагедии на Эльм стрит несчастливый Lincoln-SS-100-X ждала полная перестройка. Автомобиль забронировали от и до — так кабрио-лимузин стал обычным лимузином. Веселенький темно-синий колер кузова, который так нравился Кеннеди, поменяли на строгий похоронный черный, после чего модифицированный SS-100-X вновь отправился на службу в Белый дом. На этом Lincoln разъезжал следующий президент США Линдон Джонсон, использовалась машина и при администрации Форда и Картера. Ныне же, возможно, самый известный президентский автомобиль в истории находится на вечной стоянке в музее Генри Форда в Дирборне.

Разумеется, с тех пор все автомобили, предназначенные для гаража главы нации, в обязательном порядке защищаются по самому высшему разряду. Впрочем, самых отчаянных стрелков не останавливало и это. 22 сентября 1975-го некая Сара Мур выстрелила в Джеральда Форда, садившегося в Lincoln Continental, а шесть лет спустя тот же самый автомобиль стал причиной ранения Рональда Рейгана. Причем в данном случае добротное бронирование лимузина сыграло злую шутку с его хозяином. Ведь ни одна из пуль, выпущенных Джоном Хинкли 30 марта 1981 года, не попала в цель. Лишь одна из них, срикошетив от брони, угодила президенту в грудь. Впрочем, уже меньше чем через две недели Рейган выписался из госпиталя и продолжил президенствовать. Хинкли в свою очередь признали сумасшедшим и пожизненно сослали в психиатрическую лечебницу. Неудавшегося ассасина выпустили на свободу в 2016-м, как “более не представляющего угрозу ни для себя, ни для общества”.

Lincoln Джеральда Форда за несколько минут до покушения

Рейгановский Continental оказался предпоследним лимузином Lincoln, служившим в гараже особого назначения. Не иначе, как люди из секретной службы оказались суеверными и решили сменить марку борта номер 1. Вскоре после покушения Рональд пересел на удлиненный Cadillac Fleetwood Brougham, а начиная с 1993 года все американские президенты ездят на машинах этого премиального бренда.

Рональд Рейган с супругой тоже любили приветствовать публику высунувшись через люк лимузина. Нынешним президентам такие вольности охрана не разрешает

Причем теперь создатели спецтранспорта не прислушиваются ни к чьему постороннему мнению, пусть даже это будет мнение самого президента. Так, Cadillac Fleetwood Brougham, который в 1993-м поступил в гараж Билла Клинтона по настоянию Службы безопасности, не оснащался подножками по бортам, а также люком в крыше. Эту моду, когда-то введенную Ричардом Никсоном, который очень любил приветствовать сторонников, высунувшись из люка, охрана посчитала потенциально опасной.

Момент покушения на Рейгана. Много шуму, но в итоге все жили долго и счастливо

Между прочим, Fleetwood 42-го президента США (сейчас машина находится в «Президентском центре Клинтона»), вполне возможно, последний из бортов спецгаража, который выставлен на всеобщее обозрение. Сейчас отслужившие свое лимузины отправляют на полигоны и стрельбища для изучения более эффективных систем защиты, а после… уничтожают, дабы агенты из террористических группировок не узнали всех секретов.

И это решение трудно назвать перестраховкой. Даже одного взгляда на официальный транспорт нынешнего президента достаточно, чтобы понять — совершенство уже достигнуто. Последние “кадиллаки” Обамы и Трампа носят почетный титул «Официального президентского автомобиля США» и только внешне напоминает удлиненную версию седана DTS.

Истинная информация об этом автомобиле проходит под грифом “совершенно секретно”. Но, говорят,
что на самом деле он построен на шасси исполинского пикапа GMC Topkick/Chevrolet Kodiak, на выносливую грузовую раму которого надет стилизованный под Cadillac кузов. И усиление тут не помешает, ведь из-за тотального бронирования масса автомобиля составляет порядка 7-8 тонн! Зато и защищен борт номер 1 почище, чем Форт Нокс.

Водительская дверь президентского Cadillac якобы весит столько же, сколько и дверца кабины пилотов реактивного пассажирского Boeing. Толщина брони местами доходит до 18 см, что позволяет выдержать даже прямое попадание из гранатомета. Днище лимузина усиленное кевларом, рассчитано на взрыв противотанковой гранаты, а не боящиеся проколов шины Good Year run flat не теряют свойств даже при наличии пулевых отверстий.

Салон полностью изолирован от окружающего мира, а благодаря автономной системе вентиляции и кондиционировании воздуха президенту не повредит даже атака с применением биологического оружия. В багажнике имеется запас кислорода, система пожаротушения и даже — на всякий случай — настоящий банк крови, группа и резус которой соответствует президентской. В распоряжении водителя продвинутая система ночного видения, кроме того, в салоне спрятан небольшой арсенал стрелкового оружия. На всякий пожарный…

Динамические показатели Cadillac One впечатляют не так сильно. Машина вроде как оснащается 6,5-литровым V-образным восьмицилиндровым турбодизелем. Мощность двигателя не сообщается, но в стандартном варианте этот мотор развивает от 250 до 400 л. с. В любом случае максималка президентского лимузина не превышает 100 км/ч, причем до этой самой сотни машина разгоняется за 15 секунд. Не рекорд конечно, но, учитывая как минимум семь тонн снаряженной массы, не так уж и плохо.

Цена «трампомобиля», как и многая другая информация о Cadillac One, держится в секрете, но по некоторым сведениям, речь идет о сумме порядка полутора миллиона долларов. Согласитесь, эта цифра может вызвать лишь снисходительную улыбку президента России, удобно расположившегося на диване “Аурус-Сенат” .

TrunkMonkeys
🐒🐒🐒

Редактированный вариант авторского текста впервые опубликованного на Auto.mail.ru

Что еще в этом блоге:
Alfa Romeo 164: последняя из настоящих или начало конца?
"Маленький вихрь" от Plymouth или "Дастер" здорового человека
"На старт, внимание, назад!" — почему в Голландии полюбили гонки задом наперед
Плавающий автомобиль или ездящий катер: история Amphicar 770, который так и не понял, что он такое
Неукротимая и легендарная: Toyota Supra, которую мы потеряли
Самый красивый Chrysler, ушедший кормить медуз
Выстрел в Аврору: что будет если автомобиль построит священник
Жан Бера: история самого бесстрашного гонщика мира
Почему у раллийной Lancia эмблема со слоником?
Почему Энцо Феррари любил ездить на Peugeot
Приключения советских раллистов в Эфиопии
За что итальянские карабинеры любят Alfa Romeo
Идеальный автомобиль для Лорда Ситхов: история Buick GNX
Как механики Scuderia Ferrari воровали тормоза с клиентских машин и что из этого вышло
Самый красивый Duesenberg, которого… не было
Чего газотурбинные автомобили добились в автоспорте
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 1
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 2
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 3
Престон Такер против Детройта: гений и злодейство
Энциклопедия автомобильных кузовов
Расследование о четырехглазой “Волге”
Американская автомобильная свалка: исчезающая красота
За 65 лет до Stelvio: первый внедорожник от Alfa Romeo
История создания Ferrari F40
Чебурашка уходит от погони: что будет если скрестить грузовик и членовоз
Открываем “Жигули”: как мог выглядеть кабриолет на базе ВАЗ-2101
DeLorean великий и ужасный: судьба главного хипстера Детройта
Поймай меня, если сможешь: история грандиозных обманов. Часть 1: Ралли
Поймай меня, если сможешь: история грандиозных обманов. Часть 2: Формула-1
Фальстарт для старта: почему не сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса
“Мне бы в небо…”: героическая трагедия Чарльза
Роллса

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.